Тип газонокосилки.
Электрические косилки - экологически чистые, более легкие, тише работают, да и стоят раза в 2-3 раза дешевле бензомоторного аналога. Из минусов - кабель, прыгая с ним по элементам ландшафта типа альпийских горок или обходя предметы садового дизайна.
Бензомоторные косилки - это полная свобода действий, большая мощность, а заодно шум, выхлопные газы и необходимость возиться с топливом. Такие газонокосилки, в свою очередь, бывают: самоходные, имеющие привод опорных колес, и несамоходные, которые при стрижке газона приходится толкать перед собой.
Двигатель.
В конструкции бензомоторных косилок разных производителей зачастую встречаются одни и те же узлы. Наиболее характерный пример - двигатель. Из всех производителей газонокосилок собственными моторами на своих машинах способна похвастать разве что компания Honda. Остальные фирмы закупают силовые агрегаты на стороне - у таких известных компаний, как Briggs&Stratton или вышеупомянутая Honda. Чаще всего встречаются косилки с моторами Briggs&Stratton.
Хорошие результаты скашивания достигаются при высоких оборотах двигателя газонокосилки. Оптимальные обороты двигателя устанавливаются производителем.
Мощность двигателя газонокосилок колеблется в пределах от 3,5 до 6 л.с., что позволяет косить любые газоны в любую погоду. Однако при скашивании густой, высокой или влажной травы обороты существенно снижаются. При этом нож газонокосилки рвет траву, трава не полностью попадает в травосборник. Поэтому при выборе газонокосилки следует подумать о запасе мощности, исходя из будущих условий эксплуатации. Кроме того, запас мощности не помешает, если газонокосилка самоходная, так как движение косилки также отбирает мощность у двигателя.
Материал корпуса (деки).
Самым простым и дешевым материалом, используемым для производства корпусов электрических газонокосилок, является полипропилен. Характеристики у него (жесткость, упругость, усталость) находятся на уровне "так себе", но дешевле этого материала нет ничего. Более дорогие модели косилок оснащаются корпусами из ABS-пластика, который по своим характеристикам напоминает металл, но намного легче и дешевле.
Бензиновые косилки, как правило, оснащаются металлическими корпусами. На тех, что проще и подешевле, используется нержавеющая сталь. Она выдерживает примерно 3-4 сезона эксплуатации (представьте, какая агрессивная среда образуется под кожухом машины в процессе работы!). Наиболее дорогие профессиональные модели имеют алюминиевую деку. На такие деки дается гарантия до 10 лет, настолько велика химическая "стойкость" этого металла. Кроме того, алюминиевый корпус намного легче.
Тип стрижки.
Существующие газонокосилки могут скашивать траву по-разному: с выбросом в сторону, со сбором в бункер (травосборник) или с мульчированием. И тут, естественно, есть свои особенности. Когда трава летит в сторону, она приминает нежную растущую. Результат - на газонах образуются многочисленные проплешины. Выхода здесь два - либо после стрижки срочно хвататься за грабли и собирать разбросанное, либо перейти на бункерные устройства. Правда, и они на любителя. Приведем пример: если трава срезается примерно на 10 см, то уже после скашивания одной полосы длиной около 30 м травосборник объемом 60-70 литров будет полностью забит. Весит бункер немало - от 10 до 15 кг, поэтому женщине или подростку с такой машиной работать тяжеловато.
В мульчирующих газонокосилках используется нож с переменным углом наклона - он подсекает траву, одновременно измельчая ее. При этом никаких «ошметков» не остается - образуется взвесь, являющаяся отличным удобрением для газона. Еще одно преимущество таких косилок - механические повреждения прикорневых частей или луковиц растений при скашивании практически полностью исключаются.
Ширина скашивания.
Очень важным параметром является ширина скашивания газонокосилки. Ведь чем она больше, тем меньше проходов придётся сделать газонокосилкой, чтобы скосить траву на участке.
Кроме того, ширина скашивания напрямую зависит от деки газонокосилки - чем больше дека, тем больше ширина скашивания. Но в данном случае важно помнить о запасе мощности двигателя, чтобы исключить его «перегрузку».
Регулировка высоты скашивания.
Самой простой, дешевой и неудобной является ручная регулировка высоты скашивания, предусматривающая наличие, как правило, 3-5 отверстий на деке газонокосилки, расположенных на разной высоте. Требуемая высота стрижки задается путем перевинчивания осей колес в нужные отверстия на деке.
Большее удобство предоставляет индивидуальная регулировка. На каждом колесе имеется рычаг, с помощью которого высота скашивания меняется для каждого колеса индивидуально.
И, бесспорно, самая совершенная - центральная регулировка высоты, при которой высота скашивания меняется одним рычагом или одной кнопкой.
Колеса.
В дешевых моделях газонокосилок колеса устанавливаются на пластиковых втулках. Со временем они «отваливаются» от деки, и возникает проблема с их креплением. Поэтому большинство производителей на своих газонокосилках устанавливают колеса на подшипниках. Они более устойчивы к ударам, долговечны и надежны по сравнению со втулками.
Встречаются газонокосилки с большими задними колесами. Ими легче управлять, они более маневренные и меньше повреждают газон.
Нож газонокосилки.
Режущей частью большинства газонокосилок является двухлопастной (реже четырехлопастной) нож, устанавливаемый на валу двигателя. В косилках с травосборником помимо своей основной функции нож выполняет и "побочно" - создает сильный воздушный поток, поднимающий траву и направляющий ее в травосборник. Кстати, иногда для этой цели используется дополнительно встроенная в газонокосилку крыльчатка.
Нож газонокосилки - деталь весьма важная и, к сожалению, не вечная, - время от времени он затупляется. Вполне естественно, что его периодически затачивают. Но в этом деле надо быть осторожным и не переусердствовать: нож закрепляется непосредственно на валу двигателя. Производители настоятельно рекомендуют после заточки производить балансировку (уравновешивание) ножа. Если этого не сделать, повышенная вибрация приведет к преждевременному износу и разрушению подшипников вала двигателя.
Ограничения.
К сожалению, возможности газонокосилок ограничены - стричь они могут только ровный газон. Бугры или ямы высотой или глубиной свыше 50 мм для них, как правило, - непреодолимое препятствие: нож газонокосилки задевает землю и мало того, что сам тупится (иногда даже ломается), еще и вал двигателя можно повредить. Из тех же соображений следует быть осторожным при работе на засоренных участках - лучше перед кошением очистить газон от мусора. Ремонт и замена вала - процедура не из дешевых, и может обойтись чуть ли не в половину стоимости газонокосилки. Так что начинающим косильщикам лучше отдать предпочтение моделям, в которых нож и вал двигателя соединяются не напрямую, а через ступицу из мягкого материала. В случае опасности она срезается и предохраняет двигатель от повреждения.